Читаю стенограмму встречи Путина с историками и понимаю насколько же у нас все плохо, насколько мы обречены быть всегда в заведомо отстающих и проигравших, если не последуют кардинальные оргвыводы в организации исторической науки.
Вот директор лицея, учитель года, задает Путину насущнейший вопрос о евроцентризме наших учебников и начинает так:
«Для ребёнка знакомство с предметом «История» начинается с событий на европейском континенте, и это правильно, когда речь идёт об эпохе Античности или о более ранних временах».
То есть вопрошающий не знает, что а. Европа не континент (континентом является Евразия), а часть света, и что б). знакомство с предметом история начинается для школьников с событий в Африке и Западной Азии, то есть в Египте и Месопотамии. И дальше перемещается не в Европу, а в Средиземноморье. И Древняя Греция и Древний Рим — это не европейские в сегодняшнем смысле, а средиземноморские цивилизации. Для Греков не было никакой разницы между Спартой в Европе и Милетом в Малой Азии, между Афинами в Европе, Антиохией в Азии и Александрией в Африке. Для Рима не было никакой разницы между тем, что происходит в современной Италии и тем, что происходит в современном Тунисе или современной Турции, и, напротив, события в современной Британии или Германии были событиями на окраине или уже за нею.
Так называемая средневековая история — это тоже история Средиземноморья, история Византии. Именно Константинополь был для большей части средневековья и политическим и культурным центром мира. Потом западноевропейцы силой сместили историческую ось в свою пользу в ходе крестовых походов, а заодно разграбили Византию, а потом скормили её туркам, но к этому моменту Россия жила уже своей вполне самостоятельной жизнью, получив цивилизационный толчок именно от Византии.
Вот всего этого «учителя года» не знают и об этом не спрашивают и спрашивать не хотят. В их оптике разговор о том, рассказывать ли о Западе или о России. Нет. Это только часть разговора, причем меньшая часть.
Самое главное — исправить общую перспективу мировой истории так, чтобы от Рима она не сворачивала к Меровингам, Шарлеманю, великой хартии, Лютеру и лондонскому Сити. Именно учебник средневековой истории создает из каждого продукта российско-советской системы образования конченного русофоба, потому что внушает ему, что есть столбовая дорога истории человечества идущая через Салическую Правду сразу на гей-парад. А есть глубоко вторичная и третичная провинциальная история России, которая к этому сияющему курсу через салическиволосых франков не имеет никакого отношения.
Тезис Чаадаева, что «мы ничтожны» напрямую вытекал из тогдашних учебников и вытекает из нынешних. Карамзин, слава Богу, не учился по учебникам, поэтому величие России и величие Рима были для него однопорядковыми. Но его установка так до конца нормой и не стала.
Пока мы не распровинциализируем нашу историю, не выстроим учебники по оси Персия-Македония-Рим-Византия-Россия, мы будем снабжать деньгами шашлычников на Верхнем Ларсе и никак иначе.
Но пока перспектив, видимо, никаких. «Это вы, господин Чубарьян и историки-эксперты должны определить». Это примерно как специалистам по флогистону поручать определять судьбу кислородной теории. Это как плоскоземельцам совать под нос фотографии из космоса. Внутренние франки будут учить других внутренних франков, а те в свою очередь передавать эстафету следующим внутренним франкам и так до бесконечности.